helios3

Categories:

Дорога к Боргу

Многолетний опыт веб-разработки заставил  меня по настоящему ценить системы командной коммуникации. При  производстве такой технически сложной штуки, как программный код,  качественная передача информации перестает быть вопросом удобства или  личных предпочтений — без неё вам просто крышка. 

Кроме, уже привычных многим, таск-трекеров, CRM и прочих  общеупотребимых систем, разработчики используют продвинутые системы  совместного написания кода. Хорошие разработчики также стараются  соблюдать стандарты этого самого написания, чтобы коллегам было легче  читать код. А ещё программисты создали целый зоопарк методик  документирования проектов и активно используют его по назначению.

Подобная дисциплинированность далеко не случайна. Пренебрежение  вышеописанными методами порождает неизбежный бардак, который в итоге  увеличивает сложность работы. А это значит, что проект, как минимум,  станет дороже, а как максимум — вообще застрянет, достигнув критического  уровня хаоса.

Если абстрагироваться от разработки и посмотреть на ситуацию в целом,  можно увидеть вполне очевидную зависимость: чем сложнее та или иная  коллективная деятельность, тем критичнее для неё качество коммуникации. А  поскольку прогресс заставляет нас заниматься всё более сложными и  комплексными штуками, следует ожидать дальнейшего развития систем  совместной работы.

Потому что текущие системы — это, скорее, клуджи*, чем что-то,  реально решающее проблему. Качество даже тщательно выстроенной с их  помощью коммуникации всегда далеко от идеала. Во-первых, подобная  коммуникация сама по себе требует существенных затрат ресурсов, чего  нельзя не учитывать. Во-вторых, на примере разработки видно, что никакая  из этих систем не может объединить произвольного размера команду без  падения вклада каждого из её участников в прямой (в лучшем случае!)  зависимости от их количества.

Но существует ли, хотя бы теории, идеал коммуникаций? Что ж, в  теории, пожалуй, существует и называется коллективным  разумом. То есть,  это ситуация, когда каждому участнику коллектива доступна вся  информация, имеющаяся у этого коллектива. И не просто доступна — в  подобной ситуации информация уже есть в голове участника и может быть  использована наравне с его собственными знаниями и навыками.

Коллективный разум пока что выглядит чистой фантастикой. Однако же,  эта фантазия описывает идеальную систему коллективной работы, а значит  новые методы, улучшающие коммуникацию, по факту являются шагами по  направлению к этому идеалу. А поскольку сложность производственных  процессов продолжает возрастать, растет и спрос на всё более продвинутые  системы коммуникации и коллаборации.

Прямо сейчас эти системы доросли до уровня, на котором работа идет не  только с донесением информации, но и с облегчением процесса её  усвоения. Например, элементы геймификации дают настолько весомое  преимущество при работе, что, едва появившись, тут же распространились  повсеместно. Однако, даже подобные усилия упираются в некий невидимый  потолок эффективности. Впереди либо стагнация, либо качественный скачок.  Догадываетесь, куда из текущей ситуации можно прыгнуть?

На мой взгляд, путь здесь может быть только один, и это двусторонние  нейроинтерфейсы. Да, прямо сейчас нейроинтерфейс  — скорее капризная  игрушка или клудж для людей с ограниченными возможностями. Но то же  самое можно сказать и о первых самолетах, первых компьютерах (вот уж  куда было трудно поставить таск-трекер!) и вообще — чем угодно первом.  Важно, что связь уже работает в обе стороны, а качество связи, скорость  передачи информации и прочие подобные параметры, обычно возрастают на  порядки в ходе развития технологии.

Так что же нас ждет за поворотом? Сможем ли мы когда-нибудь забрать  паттерн проектирования из головы сокомандника и воспользоваться им, как  если бы он был изучен лично нами? Думаю, что это не главный вопрос.  Допустим, что сможем, и не только это. Захотим ли?

Слияние с идеальным коллективным разумом, таким, как Борг из  вселенной Star Trek, предполагает необходимость полностью открыться  каждому из участников коллектива. Нехилое такое дополнительное  требование при устройстве на работу, верно? Все мы ценим свою  приватность и стремимся сохранить то, что от неё ещё осталось. Даже  банальные системы мониторинга сотрудников многими из нас воспринимаются в  качестве весомого недостатка потенциального работодателя. Всё это  понятно и естественно, однако, остается ещё один вопрос. Самый  интересный. 

А что, если условный кодерский Борг окажется действительно  эффективным? Ведь именно этого логично ожидать в случае его появления в  нашей реальности. А если он будет эффективным настолько, что работа над  сложными проектами любым иным способом вообще потеряет смысл? 

Что будем делать в этом случае? Подключаться? Или ну его, такой прогресс?

*Клудж — конструкция, собранная “на коленке”, в условиях, когда  нормальные решения недоступны. Функция клуджа — быть хотя бы чуть-чуть  лучше, чем вообще ничего.

Оригинал на сайте


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.