helios3 (helios3) wrote,
helios3
helios3

Categories:

Вера как компромисс



Сегодня хочу поговорить о своем главном камне преткновения с верой, как таковой. Я действительно не могу понять или принять ту психологическую конструкцию, которая приводит верующих к отказу от проверок своей веры. Я долго размышлял об этом и пришел к выводу, что вера, возможно, дает не ответы на вопросы, как то утверждают сами верующие, а возможность комфортного отказа от них.

Поясню, как это работает для меня лично. Я могу легко представить себе ситуацию, в которой услышал бы о любой религии в первый раз во взрослом возрасте. Обычно знакомство с верой происходит у нас в раннем детстве, что, само собой, сильно влияет на её дальнейшее восприятие. Однако, христианские миссионеры долгими веками бороздили моря, чтобы нести свою весть именно взрослым людям.

Представим себе, что я дикарь, беседующий вот с таким миссионером. Тогда, с моей точки зрения, передо мной, всего лишь, сидит некий человек и рассказывает весьма удивительную историю. Допустим, этот человек красноречив, а его аргументы сражают меня наповал. Что конкретно должно произойти в этом случае?

Вопрос не праздный, потому что ответ не так-то прост, как кажется. Да, я поверю в историю этого человека, раз он меня убедил, это понятно. Ещё я, вероятно, захочу изменить свою жизнь в соответствии с почерпнутыми у него представлениями о плохом и хорошем. Конечно, если сильно проникнусь и обрету глубокую уверенность.

Но вот что со мной должно произойти такого, чтобы я потом не захотел проверить при случае столь важную для меня теперь историю? Ведь если я меняю свою жизнь, исходя из истинности мне рассказанного, то как бы я не был уверен в ней и в том человеке, я не могу перестать понимать, что люди ошибаются.

Человек может ошибиться во всем и всегда, из чего следует, что моя уверенность в правдивости происходящего не гарантирует его истинности. Всегда может оказаться так, что меня просто обвели вокруг пальца, или индуцировали чьим-то бредом. Да мало ли какие бывают варианты. Степень моей уверенности не имеет значения и вообще не может приниматься в таком деле в расчет.

Чтобы перестать это понимать и перестать стремиться к проверке реальности вокруг себя, мне пришлось бы сначала утратить здравый рассудок. Однако, с верующими эта метаморфоза происходит без видимых психиатрических повреждений. Из чего я делаю вывод, что в момент обретения веры с человеком происходит нечто весьма загадочное.

Я понимаю, что этому феномену возможно придумать множество внешне подходящих объяснений. Моя гипотеза тут состоит в том, что вера позволяет комфортно отказаться от поиска ответов на некоторые вопросы и активно поощряет отказ от этого поиска. Сомнения в вере осуждаются практически во всех религиях. Хотя истина, напоминаю, никогда сомнений не боялась.

В итоге, человек получает возможность перестать сомневаться и испытывать сопутствующий этому дискомфорт, имея при этом железобетонное внутреннее оправдание для такого поведения. Его религия будет при этом говорить ему, что он поступает хорошо и правильно, благодаря чему он, конечно, легко обретет и благодать в сердце и прочие сопутствующие вере приятные штуки.

Не хочу никого обидеть, однако именно так это работает в моем сегодняшнем представлении. Но я ещё раз подчеркиваю, что гипотеза выше - лишь один из множества возможных вариантов. Поэтому, как обычно, хочу спросить у вас. Какое объяснение вы могли бы дать этому феномену фрагментарного отказа от проверки реальности? Да и вообще, в чем, по вашему, суть этого явления?

Оригинал записи на сайте

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments